История рекламной вывески

Всё нынешнее рекламное великолепие, весь блеск, слава и многомиллионные бюджеты выросли из простенькой мраморной таблички: "Идите сюда, жители Мемфиса! Подивитесь и купите!" Археологи обнаружили этот артефакт при раскопках в Египте, и одному Богу ведомо, сколько ему лет…

Наружная реклама до нашей эры.  Реклама родилась в тот момент, когда возникли товарно-денежные отношения. Люди быстро осознали, что реклама - двигатель торговли, без которого далеко не уедешь. Продавать нужно было не только излишки зерна и фиников, но и рабов. Считается, что первое в истории человечества рекламное объявление сообщало "целевой аудитории" о распродаже невольников. Выполнено оно было на папирусе и до наших дней дошло лишь чудом. Каменные носители стали применяться чуть позже. Например, везде принято упоминать небольшую стелу, сохранившуюся неподалёку от Фив. "Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения", - высечено на этом камне. Который, кстати, можно считать первым в истории лайтбоксом: в стеле вырезаны несколько углублений, в которые полагалось помещать масляные светильники.Но вершиной рекламного креатива того времени была традиция сочинять стихотворные тексты-зазывалки, которые специально нанятые люди - глашатаи - декламировали на рыночных площадях. В обязанности глашатаев входило также информирование населения о важных общественно-политических событиях, но почти всегда в подобный контент вплеталась информация сугубо рекламного характера. Такие кампании могли длиться неделями и месяцами, а к составлению рекламных "вирш" прикладывали руку даже литературные светила античности.

Наружная реклама во времена рыцарей. Традиция устных рекламных объявлений успешно перекочевала в средние века. Тогда же получила импульс к развитию и "наружка". Ремесленники всех мастей оснащали свои лавки иероглифическими обозначениями выставленной на продажу продукции: калач - от пекаря, подкова - от кузнеца, сапог - от башмачника. Революцию в рекламном деле совершил изобретатель печатного станка Иоганн Гуттенберг. Во второй половине XV века он заполонил Европу сетью книгопечатных мастерских. К 1472 году его типографии действовали в Италии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Польше, Венгрии, Чехии и Англии. К этому же году относят первое типографское рекламное объявление, которое извещало лондонцев о продаже молитвенников. Чаще всего подобные объявления расклеивали на стенах (как современные афиши), но иногда крепили на конце длинной палки, которую носили по городским улицам.

Реклама в XIX - XX веках. Индустриализация общества сделала рекламу серьёзной отраслью бизнеса, а изобретение фотопечати и вовсе совершило революцию. В 1841 году в Соединённых Штатах Америки появилось первое рекламное агентство Палмера, занимавшееся не только изготовлением и размещением рекламных модулей в газетах, но и созданием постеров, вывесок и прочих атрибутов "наружки". К тому же времени относится появление рекламных тумб, которые устанавливались повсеместно на центральных площадях и улицах городов.История наружной рекламы в России началась столетий на 10 позже, чем в Европе (если, конечно, не брать в расчёт рыночных зазывал). Однако к середине XVII века темпы развития сравнялись с европейскими. В то время получили широкое распространение так называемые потешные лубки - русский аналог комиксов. Цветастые рисованные жанровые сценки, которые изображались на лубках, в сочетании с броскими и остроумными надписями служили самым эффективным средством для продвижения товаров и идей. Подобные рекламоносители также выступали в качестве ярких деталей интерьера и использовались для оформления не только крестьянских и купеческих домов.  К середине XIX века Россия по  качеству наружной рекламы обогнала Европу и Америку вместе взятые. В крупных городах стали появляться мастерские, специализировавшиеся на оформлении витрин и создании постеров и вывесок. Как и средневековые европейские рекламщики, русские в такой же степени осознавали взаимосвязь художественного уровня вывески и того эффекта, который она оказывает на публику. 

Встречайте световую рекламу в массах! Следующим шагом стало изобретение ламп накаливания, которые не преминули использовать в рекламном бизнесе. С тех пор сентенция "огни большого города" перестала быть просто выразительной фигурой речи. Электрическое освещение и релейные цепи вручили рекламщикам мощнейший инструмент по воплощению самых смелых замыслов. Прожекторные подсветки, сверкающие витражи, панно с движущимися фигурами, бегущие орнаменты из лампочек и светящиеся в темноте надписи стали реальностью. Отныне великолепие ночного городского пейзажа определялось не архитектурными шедеврами, а искусностью электрической рекламы, которая приобрела особый блеск и очарование после изобретения аргоновых трубок и люминофора.

Октябрьская революция затормозила темпы развития наружной рекламы в России. Декретом от 20 ноября 1917 года "О введении государственной монополии на объявления" вся коммерческая реклама фактически оказалась под запретом, рекламные фирмы национализированы, а ресурсы перенаправлены на пропагандистские цели. До 1921 года воцарилась тишина. Впрочем, в то время - время Гражданской войны, голода и разрухи - реклама выглядела бы совсем неуместной.

Реабилитироваться "наружка" смогла лишь с приходом НЭПа. В 1921 году, сразу после X съезда РКП(б), газета "Известия" возобновила приём частных рекламных объявлений, доход от которых уже в следующем - 1922 - году составил больше половины от всех доходов издания. В том же году при Высшем совете народного хозяйства была образована Комиссия по рационализации рекламы и собственное агентство "Промреклама". К созданию концепта вновь были привлечены лучшие кадры. Хрестоматийным является плакат Резинотреста "Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет". Этот шедевр разработали поэт Маяковский и художник Радченко, которые в 1925 году за другие свои работы в этой области удостоились серебряной медали Парижской художественно-промышленной выставки. К сожалению, дальше оригинального плакатного творчества советские деятели рекламы продвинуться не смогли. Технические разработки, широко применявшиеся тогда в Европе и Америке, были недоступны в СССР. Существовавшие отечественные аналоги не выдерживали никакой критики. Убогость световой и прочей наружной рекламы советского периода помнят многие. Отдельные артефакты этого жанра можно обнаружить в провинциальных российских городках и по сию пору.

События второй половины 80-х годов прошлого века переломили ситуацию. Взрывное развитие частного бизнеса и открытые границы вывели отечественное рекламное дело из многолетнего ступора. На рынок хлынули продвинутые технологии, позволившие совершить молниеносный качественный скачок вперёд. За неполные десять лет Москва сравнялась с Лондоном по количеству уличных рекламных носителей, а с начала 2000-х годов крупные российские города по уровню и качеству "наружки" идут ноздря в ноздрю с крупнейшими европейскими центрами.

Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно